Здравствуйте! Делюсь материалом, который мне и моим коллегам очень помогает в работе.


четверг

Исследование алгоритма «Баден-Баден»

Сразу после выхода нового алгоритма мы провели его предварительный анализ. На тот момент алгоритм находился на стадии калибровки. Сейчас алгоритм устоялся и его можно подвергнуть всестороннему изучению, тем более что поисковая система «Яндекс» начала рассылать уведомления о наложении фильтра в панель «Яндекс.Вебмастера».

Рис. 1 Пример уведомления о наложении фильтра в панель Яндекс Вебмастер.

В исследовании детальному рассмотрению подвергнут фильтр «Баден-Баден». Были изучены:

  • последствия внедрения алгоритма;
  • критерии попадания под фильтр;
  • возможности и сроки выхода из-под фильтра.

Были проверены гипотезы о том, что фильтр накладывается на:

  • страницы с большими простынями текстов;
  • страницы с текстом, который располагается ниже первого видимого экрана (например, под каталогом на страницах листинга товаров);
  • текст со скрытием областей (например, под кнопкой или в зоне прокрутки);
  • страницы, содержащие множественные повторения прямых вхождений запросов;
  • формы ключевых слов в тексте, которые нарушают русский язык («недорого Москва», «товар купить доставка срочно» и пр.).

Исходные данные

Для исследования были взяты сайты, которые продвигаются в системе SeoPult и получили уведомление о наложении фильтра «Баден-Баден» в панели «Яндекс.Вебмастера». Таких сайтов оказалось 117.

Методика исследования

Так как заявленный алгоритм касается только текстовых факторов ранжирования, в исследовании рассматривался только контент страниц (текст, ссылки, графические изображения) и ключевые слова, которые на них продвигаются. Исследование потребовало как автоматического анализа сайтов, так и ручного, и проводилось в два этапа. Сначала при помощи аналитических инструментов системы изучались страницы, выявлялись закономерности, а потом асессоры оценивали параметры, анализ которых невозможно автоматизировать.

Результаты исследования

По итогам исследования мы выявили перечень частых причин пессимизации страниц и дали рекомендации по их устранению. Итак, поехали.

Выявляем страницы, попавшие под фильтр

Фильтр «Баден-Баден» может накладываться не только на конкретную страницу, но и на весь сайт (такое действие алгоритма было замечено при большой доле проблемных страниц на сайте). Для корректности исследования из него нужно было исключить не попавшие под фильтр страницы сайта и изучить остальные. Такие страницы имеют достаточно характерный признак: они просели на 6–30 позиций по продвигаемым словам и потеряли в трафике из поисковой системы. До 5 апреля фильтр накладывался только на страницы, поэтому мы сравнили позиции до начала выкатки алгоритма 1 марта с позициями, когда фильтр уже устоялся, но ещё не начал накладываться на весь сайт. Напомним, что анонс алгоритма состоялся 23 марта, но перед этим уже были существенные изменения позиций. Разумеется, пришлось исключить и выпадения из топа по иным причинам, например, сайты, вовремя не оплатившие хостинг и пр.

Просевших страниц после отбора оказалось 434. Для анализа зафильтрованных страниц мы взяли релевантные, по мнению «Яндекса», страницы (копия базы от 1 марта). Это связано с тем, что при наложении фильтра «Баден-Баден» изначально релевантная страница зачастую меняется на другую, так как пессимизированная страница достаточно сильно теряет в релевантности.

Сравниваем пессимизированные и страницы из топа

Дальнейшее исследование будет построено на сравнении пессимизированных страниц со страницами, находящимися в топ-10.

Параметры сравнивались автоматически и с помощью асессоров. Асессору давалось 10 страниц (9 из топ-10 и одна пессимизированная), высказывалась гипотеза и предлагалось определить, какая из страниц по данной гипотезе находится под фильтром. При таком анализе вероятность случайно угадать — 10%. Рабочая группа состояла из 30 человек. Для повышения точности каждая гипотеза проверялась одним и тем же асессором на разных страницах по 5 раз.

Начинаем проверку обозначенных гипотез

Для этого в режиме эксперимента в автоматическом режиме оценивался % расхождения с сайтами, находящимися в ТОПе, а далее асессоры проводили визуальную оценку пессимизированной страницы.

Эксперимент №1: Страницы с большими простынями текстов

Автоматическая проверка показала, что на пессимизированных страницах объём текста на 27% больше, чем на страницах в топе.

Асессоры при визуальной оценке определяют пессимизированную страницу с вероятностью 54%.

Рис. 2 Пример страницы с простыней текста

Вывод: судя по статистике, большой размер текста является ярко выраженным признаком. Можно предположить, что большие тексты чаще вызывают пессимизацию, однако есть нюансы — все зависит от поискового запроса.

Мнение экспертов:

«Я полагаю, что тут проблема даже не в самом объеме контента, а в его полезности. Очень сложно написать большой и полезный текст. Скорее всего, у вас получится большой „водянистый“ текст, а пользователи ценят содержательность и краткость».

— Алексей Штарев, исполнительный директор SeoPult

«Основная проблема больших текстов — это их нечитабельность. Даже если текст очень полезный и содержательный, но оформлен простынёй, то его никто читать не будет. Поисковые системы это прекрасно понимают, и чтобы не пугать своих пользователей такими текстами, они пессимизируют страницы. Чтобы текст начали читать, необходимо переверстать контент блоками, добавить заголовки, картинки, списки с перечислениями, таблицы, видео, прикрепить файлы для скачивания (при необходимости). Важно соблюсти баланс отступов, интервалов, размера и цвета шрифтов — делайте тексты для людей, а не для поисковых роботов».

— Игорь Коновальчук, руководитель отдела наполнения сайтов, SeoPult

Рекомендации: Если вы получили сообщение в «Яндекс.Вебмастере» о наложении фильтра «Баден-Баден», необходимо произвести анализ объема текста, сравнить его с объемом текста у конкурентов и сократить тексты на пессимизированных страницах. Уменьшать можно ступеньками по 10%, дожидаясь переиндексации. Не помогло — уменьшайте ещё на 10%, и так до снятия санкций. Избавляйтесь от самых малоинформативных слов, предложений и абзацев. Если боитесь ухудшения позиций в Google, можете использовать тег noindex, закрывая «водянистые» куски текста в него.

Эксперимент №2: Текст на странице расположен ниже первого видимого экрана

Автоматическая проверка не проводилась, ввиду сложности и крайне низкой точности. Асессоры при визуальной оценке определяют пессимизированную страницу с вероятностью 51%.

Рис. 3 Пример страницы с простыней текста ниже списка товаров

Вывод: судя по статистике, это тоже ярко выраженный признак. Можно также сделать еще один предварительный вывод: текст, размещенный в подвале, — повод для пессимизации в ряде случаев.

Мнение экспертов:

«Такая проблема встречается не только на главной и страницах товарных категорий, но и на карточках товаров. На первом экране карточки товара видны название, фото, цена и кнопка „Купить“, а ниже расположен оптимизированный текст. Чтобы не попасть под фильтр, текст должен быть чётко структурирован и полезен пользователю».

— Игорь Коновальчук, руководитель отдела наполнения сайтов, SeoPult

Рекомендации: Разместите текст на видимой части экрана. Не заставляйте посетителя долго прокручивать экран вниз для получения важной информации о товаре или услуге.

Эксперимент №3: Текст со скрытыми областями

Автоматическая проверка проводилась только на использование на сайте display: none. Выявлено, что на пессимизированных страницах данный атрибут используется на 36% чаще, чем на страницах в топе.

Асессоры при визуальной оценке определяют пессимизированную страницу с вероятностью 61%.

Рис. 4 Пример страницы с визуальным скрытием текста под скролл

Вывод: признак явный. Несмотря на редкость использования display:none и огромное количество других возможностей верстки для скрытия читаемого контента, наличие display:none на странице — явная причина пессимизации. Асессоры также подтвердили эту гипотезу и без проблем находили блоки со скроллингом, спрятанные под кнопки, и пр. на пессимизированных страницах.

Мнение экспертов:

«Фокусы с узким блоком текста со скроллингом внутри, сокрытие текста под кнопку „Читайте подробнее“ могут привести к пессимизации. Переключающиеся вкладки с текстом можно использовать, если есть четкое дизайнерское объяснение, зачем это сделано. Однако риск все равно остается — все дело в текстах, которые показаны под этими блоками. Если это „SEO-текст“, вероятно, вас накажут».

— Алексей Штарев, исполнительный директор SeoPult

Рекомендации: Убедитесь, что на сайте нет блоков, скрывающих тексты, или их решение оправданно с точки зрения удобства пользования сайтом.

Эксперимент №4: Страницы, содержащие множественные повторения прямых вхождений ключевых слов

Автоматическая проверка показала, что на пессимизированных страницах количество точных вхождений ключевого слова на 12% больше, чем на страницах в топе.
Асессоры при прочтении текста определяют пессимизированную страницу с вероятностью 16%.

Рис. 5 Пример страницы с избыточным содержанием ключевого слова

Вывод: судя по автоматической проверке, признак слабо выраженный. Скорее всего, из-за того, что поисковая система «Яндекс» и ранее боролась с подобной «оптимизацией», накладывая фильтры на подобные страницы. Вероятность определения асессорами небольшая по этой же причине: все тексты, находящиеся в топах (особенно в конкурентных нишах), содержат приблизительно равное количество точных вхождений ключевых слов.

Мнение экспертов:

«Зачастую владельцы сайта размещают мало ключевых слов на странице, но размещают их очень плотно, например, в первом абзаце. В результате вся страница может быть пессимизирована из-за одного абзаца. Анализировать текст на переспам нужно не только в совокупности, но и конкретно в разных частях: в заголовках H1, H2..., в Title, в абзацах текста, списках, метатегах и т. д.».

— Игорь Коновальчук, руководитель отдела наполнения сайтов, SeoPult

Рекомендации: Пройтись по текстам и постараться убрать избыточное дублирование слов, которые бросаются в глаза. При расчёте требуемого количества вхождений нужно брать за ориентир плотность ключевых слов на страницах в текущем топ-10. С внедрением алгоритма эта плотность снизилась. 

Поисковые роботы хорошо понимают синонимы. Они не являются точными формами слова, но сохраняют смысл текста. Лишние точные вхождения можно заменить синонимами — это поможет оптимизации.

Эксперимент №5: Форма ключевых слов в тексте нарушает нормы русского языка, есть орфографические и пунктуационные ошибки

Автоматическая проверка показала, что на пессимизированных страницах количество грамматических, орфографических и пунктуационных ошибок на 18% больше, чем на страницах в топе.

Асессоры при прочтении текста определяют пессимизированную страницу с вероятностью 48%.

Рис. 6 Пример страницы с SEO текстом

Вывод: судя по автоматической проверке, признак неявный. Однако асессоры выявили закономерность.

Мнение экспертов:

«Писать тексты с фразами вроде „Купить окна Москва недорого“ или „Продажа паркета Москва — это город, в котором множество магазинов продают паркет“ не стоит. Пожалейте своих посетителей, читающих эти тексты».

— Алексей Штарев, исполнительный директор SeoPult

«Наличие орфографических и пунктуационных ошибок — большая проблема. Она очень хорошо заметна в низкоконкурентных тематиках и на региональных сайтах. Там ошибок в текстах намного больше чем, например, в московской выдаче. Некоторые веб-мастера для уникализации текста додумываются заменить русские буквы С, О, Р, А, Х латинскими, тем самым обрекая себя на санкции».

— Игорь Коновальчук, руководитель отдела наполнения сайтов, SeoPult

Рекомендации: Провести вычитку текстов и устранить грамматические ошибки (нарушение синтаксических норм, согласования, управления и т. д.). Также проверьте орфографию и пунктуацию.

SeoPult адаптировал услугу «Наполнение сайтов»

При появлении нового фильтра мы проанализировали позиции в выборке клиентов, которые заказывали наполнение сайтов у нас. Ухудшение позиций произошло всего у 0,7% клиентов. Это великолепный результат, показывающий то, что контент изначально писался для посетителей сайтов, а не для поисковых систем. Основываясь на проведенном исследовании, мы уже скорректировали требования и полностью готовы к написанию текстов, соответствующих новому алгоритму. Ждем ваши проекты в модуле «Наполнение сайтов».

Что, если сайт попал под фильтр?

Для диагностики фильтра необходимо зарегистрироваться в «Яндекс.Вебмастере». При наложении фильтра в него придет уведомление.

Если фильтр наложен на страницу, снять его довольно просто. Достаточно устранить проблему, и в следующем текстовом апдейте фильтр будет снят. Если фильтр наложен на весь сайт, необходимо устранить проблемы на всех пессимизированных страницах и желательно сообщить об этом через «Яндекс.Вебмастер». Исходя из информации в «Яндекс.Вебмастере», фильтр будет снят в течение месяца после устранения нарушений.

Подытожим, что нужно делать, если сайт попал под фильтр:

  • Уменьшить объём текста и улучшить его вёрстку.
  • Стараться размещать тексты на страницах как можно выше, сделать их расположение более удобным для пользователя.
  • Уменьшить количество точных вхождений ключевого слова, использовать синонимы.
  • Исправить все виды языковых ошибок.
  • Сделать текст полезным для посетителей сайта, выделиться на фоне конкурентов.

Обратите внимание на позиции зафильтрованных страниц в Google и долю трафика, которую дает эта поисковая система. Если она существенна, необходимо действовать с осторожностью, применяйте тег noindex, скрывая части контента от Яндекса.

Даже если ваш сайт никак не пострадал от фильтра, это не даёт гарантии, что в будущем такого не произойдёт. Огромное количество сайтов в Рунете наполнено низкокачественными текстами. Многие такие ресурсы пока не пострадали от фильтра. Но мы рекомендуем смотреть в будущее и критически отнестись к своим текстам уже сейчас, т. к. критерии фильтрации «Баден-Бадена» сейчас мягкие и они будут ужесточаться со временем.

Комментариев нет:

Отправить комментарий