Здравствуйте! Делюсь материалом, который мне и моим коллегам очень помогает в работе.


четверг

Какой контент запрещен законодательством

«Бумага все стерпит» – известная крылатая фраза, и действительно, каждый имеет право писать все, что угодно. Но как насчет всемирной сети Интернет? Все ли она стерпит? Об этом и поговорим в статье.

Так ли «свободна» свобода высказывания: пробежимся по терминам

На вопросы, что такое сайт и интернет-страница, нам отвечает Федеральный закон от 27 июля 2006 г. №149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации».

Сайт в сети «Интернет» – это совокупность программ для электронных вычислительных машин и иной информации, содержащейся в информационной системе, доступ к которой обеспечивается посредством информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» по доменным именам и (или) по сетевым адресам, позволяющим идентифицировать сайты в сети «Интернет».

Страница сайта в сети «Интернет» (интернет-страница) – это часть сайта в сети «Интернет», доступ к которой осуществляется по указателю, состоящему из доменного имени и символов, определенных владельцем сайта в сети «Интернет».

Таким образом, мы получаем три составляющих сайта:

  • Содержание (это контент, информация)
  • Технические/программные средства
  • Наличие доменного имени и/или сетевого адреса

В последнее время в России активно создаются законы, которые ограничивают распространение определенной информации в Сети.

Так что контент нужно фильтровать, и не важно, выкладываете вы его на своей личной страничке или же в коммерческом паблике/аккаунте – ведь незнание закона не освобождает от ответственности. А ответственность ого-го какая – от штрафа до лишения свободы.

«И что, даже репостить нельзя?» – спросите вы. Понятие «репост» в законодательстве не определено. Если обобщить, то репост – это сознательное действие по распространению информации. И при этом в некоторых случаях распространяемая путем репоста информация является предметом правового регулирования (например, репост в рекламных целях, репост на основании договора нерекламного характера, репост в целях продажи товаров/услуг/работ). Поскольку репост считается действием сознательным, то даже отсутствие комментария к репосту может расцениваться как нарушение законодательства.

Запретные темы в Сети, или какую ответственность несет маркетолог

Интернет-ресурс будет заблокирован в досудебном порядке при:

  • Пропаганде детской порнографии – контент данного характера с лицами, не достигшими совершеннолетнего возраста, блокируется моментально, плюс владельцу ресурса может грозить вполне реальный срок – до 10 лет.
  • Пропаганде наркотиков – на территории РФ запрещена пропаганда и распространение ряда наркотических веществ, за это грозит штраф (размер штрафа разный, зависит от того, гражданское вы лицо, должностное или юридическое) плюс полная конфискация материалов и оборудования, которые применялись в пропаганде.
  • Пропаганде суицида – нельзя публиковать информацию о призывах к суициду и о способах суицида, также есть наказание за «рекомендации» по совершению самоубийства (если это не спровоцировало чье-либо самоубийство).
  • А также блокируются интернет-ресурсы с призывами к экстремизму и массовым беспорядкам – закон строго запрещает призывать общественность к экстремистским и террористическим действиям. Ч. 2 ст. 280 УК РФ предусматривает наказание от принудительных работ (на срок до 5 лет) до лишения свободы (на срок до 5 лет). А за организацию массовых беспорядков предусмотрено наказание по ст. 212 УК РФлишение свободы на срок от 8 до 15 лет.

Все перечисленное однозначно попадает под запрещенный контент на территории РФ. В остальном стоит быть осторожными. Каждая социальная сеть имеет документ, который регламентирует отношения с пользователем. И именно в этом документе (Пользовательское соглашение, Нормы сообщества и т.д.) четко прописаны правила, в том числе там есть и пункты о запрещенном контенте.

Будьте бдительны при использовании следующего контента:

  • Порнографические материалы – контент данного характера с лицами, достигшими совершеннолетия, можно хранить только для личного использования. То есть любая отправленная ссылка на сей контент (даже в личном сообщении) – и вуаля – распространение порнографических материалов со штрафом до 300 000 руб. или же лишением свободы до 5 лет.
  • Нецензурная лексика – если у вашего ресурса аудитория более 3 000 человек, то вы автоматически попадаете под Закон от 27.12.1991 г. № 2124-1 «О средствах массовой информации». А о наказании за использование нецензурной лексики говорит ч. 3 ст. 13.21 КоАП РФ.
  • Оскорбление чувств верующих – чтобы доказать, что закон в части оскорбления чувств верующих был нарушен, должны иметь место следующие факты: оскорбление должно быть публичным, информация должна находиться в открытом источнике; информация преподносится грубо, цель информации – оскорбить; выражение неуважения к обществу в целом. Наказание предусмотрено ст. 148 УК РФ – от штрафа 300 000 руб. до лишения свободы до 1 года.
  • Нарушение авторского права – авторскому праву у нас уже посвящена целая статья. Поэтому коротко – наказание предусмотрено ст. 146 УК РФ – от штрафа до 200 000 руб. до лишения свободы до 6 лет.
  • Клевета – подрываете чью-то репутацию в Сети? Будьте готовы предоставить доказательства того, что информация правдива, иначе по ст. 128.1 УК РФ вам грозит штраф до 1 000 000 руб. либо обязательные работы на срок до 240 часов.

Перечисленные запреты актуальны абсолютно для всех сегментов и пользователей интернета. Но иногда ведь хочется «хайпануть», привнести некую «изюминку» в рекламную кампанию, выделиться из общей массы, собрать «лайки», подписчиков. Какой компании не хочется, чтобы о ней говорили?

Поэтому маркетологам важно не переборщить. Такие темы, как, например, секс-меньшинства, политика, религия весьма спорные и сложно предугадать, в какой момент перейдешь ту самую черту.

А что же реклама?

Этому вопросу мы посвящали отдельную статью, поэтому пробегусь вкратце. Федеральный закон «О рекламе» от 13.03.2006 г. № 38-ФЗ дает полный перечень требований к рекламе. При нарушении этого закона вы будете нести ответственность по ст. 14.3 КоАП РФ.

Федеральный закон «О рекламе» прямо говорит о том, что реклама должна быть добросовестной и достоверной.

Ч. 2 ст. 5 ФЗ «О рекламе» признает недобросовестной рекламу, которая:

  • содержит некорректные сравнения рекламируемого товара с находящимися в обороте товарами, которые произведены другими изготовителями или реализуются другими продавцами;
  • порочит честь, достоинство или деловую репутацию лица, в том числе конкурента;
  • представляет собой рекламу товара, реклама которого запрещена данным способом, в данное время или в данном месте, если она осуществляется под видом рекламы другого товара, товарный знак или знак обслуживания которого тождествен или сходен до степени смешения с товарным знаком или знаком обслуживания товара, в отношении рекламы которого установлены соответствующие требования и ограничения, а также под видом рекламы изготовителя или продавца такого товара;
  • является актом недобросовестной конкуренции в соответствии с антимонопольным законодательством.

Ч. 3 ст. 5 ФЗ «О рекламе» перечисляет, что попадает под понятие «недостоверная реклама»:

Недостоверной признается реклама, которая содержит не соответствующие действительности сведения:

  • о преимуществах рекламируемого товара перед находящимися в обороте товарами, которые произведены другими изготовителями или реализуются другими продавцами;
  • о любых характеристиках товара, в том числе о его природе, составе, способе и дате изготовления, назначении, потребительских свойствах, об условиях применения товара, о месте его происхождения, наличии сертификата соответствия или декларации о соответствии, знаков соответствия и знаков обращения на рынке, сроках службы, сроках годности товара;
  • об ассортименте и о комплектации товаров, а также о возможности их приобретения в определенном месте или в течение определенного срока;
  • о стоимости или цене товара, порядке его оплаты, размере скидок, тарифов и других условиях приобретения товара;
  • об условиях доставки, обмена, ремонта и обслуживания товара;
  • о гарантийных обязательствах изготовителя или продавца товара;
  • об исключительных правах на результаты интеллектуальной деятельности и приравненные к ним средства индивидуализации юридического лица, средства индивидуализации товара;
  • о правах на использование официальных государственных символов (флагов, гербов, гимнов) и символов международных организаций;
  • об официальном или общественном признании, о получении медалей, призов, дипломов или иных наград;
  • о рекомендациях физических или юридических лиц относительно объекта рекламирования либо о его одобрении физическими или юридическими лицами;
  • о результатах исследований и испытаний;
  • о предоставлении дополнительных прав или преимуществ приобретателю рекламируемого товара;
  • о фактическом размере спроса на рекламируемый или иной товар;
  • об объеме производства или продажи рекламируемого или иного товара;
  • о правилах и сроках проведения конкурса, игры или иного подобного мероприятия, в том числе о сроках окончания приема заявок на участие в нем, количестве призов или выигрышей по его результатам, сроках, месте и порядке их получения, а также об источнике информации о таком мероприятии;
  • о правилах и сроках проведения основанных на риске игр, пари, в том числе о количестве призов или выигрышей по результатам проведения основанных на риске игр, пари, сроках, месте и порядке получения призов или выигрышей по результатам проведения основанных на риске игр, пари, об их организаторе, а также об источнике информации об основанных на риске играх, пари;
  • об источнике информации, подлежащей раскрытию в соответствии с федеральными законами;
  • о месте, в котором до заключения договора об оказании услуг заинтересованные лица могут ознакомиться с информацией, которая должна быть предоставлена таким лицам в соответствии с федеральными законами или иными нормативными правовыми актами Российской Федерации;
  • о лице, обязавшемся по ценной бумаге;
  • об изготовителе или о продавце рекламируемого товара.

Далее в ст. 5 ФЗ «О рекламе» перечислено то, что не допускается использовать в рекламе. Также стоит обратить внимание на ст. 18 ФЗ «О рекламе» – закон запрещает рассылку рекламы без согласия получателя.

Маркетолога на мыло: примеры рекламы, нарушающей законы

Ювелирную сеть Sunlight заподозрили в нарушении закона о рекламе. Причиной послужила рассылка о том, что магазины закрываются и проводится ликвидация товаров. Все бы ничего, но письма и SMS были, а магазины продолжают работать. Эта история буквально стала мемом:

реклама sunlight

А вот еще один пример нарушения закона о рекламе. Федеральная антимонопольная служба (ФАС) оштрафовала АО «Отисифарм» на 200 000 руб. за рекламу арбидола. В рекламе говорилось об эффективности препарата от коронавируса. «Комиссия оценивала не эффективность применения арбидола для лечения COVID-2019, а соответствие сообщенной в рекламе информации требованиям законодательства», – пояснила представитель ведомства Ирина Василенкова.

А теперь о блокировке

Чуть выше в статье я говорила, что приобретение порнографических материалов в РФ допускается только для личного пользования (и ни в коем случае не для распространения!). Ресурс PornHub занимается массовым распространением таких материалов. Причем даже тех, которые защищены авторским правом, и тех, которые публикуются в категории «домашнее видео» и зачастую попадают в сеть без согласия лиц, участвующих в съемке. Поскольку это нарушение ряда законов в РФ, то данный интернет-ресурс в России заблокирован.

Возможно, вы удивитесь, но даже сайт Википедии подвергался блокировке – за статью о курении каннабиса. Да, нашим законодательством это тоже запрещено. Но администрация Википедии отреагировала оперативно и быстро удалила данную статью.

Ну и, пожалуй, самой громкой и нашумевшей историей с блокировкой стала история мессенджера Telegram. Каких только грехов не приписывали данному мессенджеру... В итоге в апреле 2018 года Таганским районным судом было принято решение об ограничении доступа в РФ к Telegram. Правда технически не удалось решить вопрос о блокировке, поэтому мессенджер худо-бедно, но работал.

блокировка telegram

Ну а в июне 2020 года Роскомнадзор (по согласованию с Генеральной прокуратурой РФ) сообщил о прекращении выполнения решения суда о блокировке мессенджера.

Вместо вывода

Будьте бдительны! Серьезно подходите к созданию контента и внимательно относитесь к тому, что вы публикуете в интернете. Перейти и без того тонкую грань легко.

Чтобы держать руку на пульсе и дружить с законодательством, изучите реестры Роскомнадзора в сфере массовых коммуникаций (на сайте Роскомнадзора можно также найти перечень сайтов с запрещенным контентом).

Чтобы спать спокойно по ночам и не бояться блокировки, публикуйте только законный контент. Если хочется чего-то интересного, острого, но не запретного, обращайтесь к нашим копирайтерам.

Александра Мякота Юрист Сервиса 1PS.RU

Комментариев нет:

Отправить комментарий